Особенности организационно-функциональной структуры подсистем отраслевой АСУ ’’Безопасность”

Подсистема ”Безопасность-1” относится к верхнему иерархическому уровню ГА. Ее модель создана на базе существующей на уровне МГА системы управления факторами БП. Характерной особенностью подсис­темы ”Безопасность-1”, отличающей ее от других подсистем комплекс­ной МАСУ ’’Безопасность”, является то, что исходной информацией для разработки мероприятий и принятия решений здесь являются дан­ные об АП, ПАП, ПВС и ЧПа. Эти события расследуются специальными комиссиями, они сравнительно редкие, но описываются большим чис­лом показателей. Кроме того, эти события могут появляться из-за лю­бых возможных причин и обусловливаются всем спектром возможных факторов, определяющих состояние БП в ГА, — это и состояние полити­ко-воспитательной работы, и профессиональная обученность личного состава, и качество воздушного судна, и условия аэропортов, и эффек­тивность системы УВД, и метеообстановка, и т. д. Поэтому на верх­нем уровне решения принимаются по всем факторам, определяю­щим БП.

Основным центром обработки данных является ГВЦ ГА. Инфор­мация с мест поступает на верхний уровень без какой-либо промежу­точной обработки. В ГВЦ ГА на машинных носителях создан непре­рывно пополняющийся основной массив данных об АП, ПАП, ЧПа, ПВС длительного хранения. Этот массив определен как единственный официальный источник данных по БП в ГА СССР.

Лицами и организациями, принимающими решения по БП на верх­нем уровне, являются Госавианадзор СССР, руководство МГА, Инспек­ция по безопасности полетов и управления МГА. По их нерегламентиро — ванным запросам ГВЦ ГА периодически обрабатывает и выдает инфор­мацию, необходимую для разработки мероприятий и принятия решений по повышению уровня БП и предупреждению авиационных происшест­вий. Обработка информации в ГВЦ ГА имеет многофакторный ха­рактер.

На верхнем уровне по этой информации систематически разраба­тываются планы мероприятий по ГА в целом и издаются руководящие документы целевого назначения. Планы мероприятий, как правило, характеризуются широтой постановок задач и реализацией их по всей ГА СССР. Руководящие документы целевого назначения обычно содер­жат требования и задания к научным центрам ГА и организациям про­мышленности.

Для разработки планов мероприятий наиболее полно используются обобщенные статистические данные по УГА, типам ВС, службам и усло­виям полетов, которые обрабатываются за несколько лет с покварталь­ной детализацией, а также данные о тенденциях изменения показателей БП во времени по различным факторам. Выходные данные в ЭВМ фор­мируются так, чтобы лица, разрабатывающие планы мероприятий, могли легко видеть направления планируемых работ и формулировать их в терминах принятия решений. Такая обработка данных осуществляется с определенной периодичностью: месячные, квартальные, полугодовые, годовые и т. п. анализы.

При разработке целевых руководящих документов обычно исполь­зуется информация по отдельным факторам и причинам. Для этого из массива делаются выборки необходимых событий и формируются их описания в требуемом объеме. Такая обработка информации обычно осуществляется по нерегламентированным запросам.

Организациями, разрабатывающими проекты мероприятий, на верхнем уровне являются НИИ ГА, в первую очередь ГосНИИ ГА, а также ОКБ и заводы в первую очередь Минавиапрома СССР. Эти орга­низации в процессе разработки рекомендаций и предложений по повы­шению БП проводят научные исследования с широким использованием информации об АП, ПАП, ЧПа, ПВС. Для повышения оперативности проводимых работ в ГосНИИ ГА и институте экономики созданы вспо­могательные центры обработки данных об АП, ПАП, ЧПа, ПВС, в ко­торые информация в установленном порядке передается из ГВЦ ГА на машинных носителях. В вычислительных центрах Г осНИИ Г А и институте экономики используются программное обеспечение и необходимая проектная документация, позволяющие производить обработку ин­формации в интересах специалистов, разрабатывающих проекты ме­роприятий по повышению БП.

Обработка информации в ВЦ ГосНИИ ГА и институте экономики ха­рактеризуется большим объемом и разнообразием функциональных задач. Здесь выполняются и количественное оценивание состояния БП по различным показателям, и исследования влияния различных факторов на БП, и прогнозирование тенденций изменения показателей БП. При этом объем функционального программного обеспечения может увеличиваться, так как специалисты, разрабатывающие мероприятия на путях решения конкретных задач по повышению БП, разрабаты­вают новые методы и алгоритмы исследований и анализа БП; которые автоматизируются и реализуются на базе ВЦ этих организаций.

Внедрение в ГосНИИ ГА и в институте экономики программного обеспечения подсистемы ”Безопасность-1” потребовало создания там в соответствии с технической документацией определенных орга­низационно-функциональных структур. Поэтому с организационной точки зрения созданные в ГосНИИ ГА и институте экономики струк­турные образования можно рассматривать как подсистемы более низ­кого ранга по отношению к подсистеме ”Безонасность-1 ”, организацион­но оформленной на уровне МГА. С методологической же точки зрения ГосНИИ ГА и организации Минавиапрома СССР с их вычислительными центрами являются объектами модели подсистемы ”Безопасность-1 ”.

Таким образом, модель подсистемы ”Безопасность-1” в соответст­вии с рис. 1 может быть представлена следующими объектами: —

авиапредприятия ГА; М2 — ГВЦ ГА (основной ЦОД); ЛУ, — Госавиа — надзор СССР, руководство, Инспекция и управления МГА; М4 — Го — савиарегистр СССР, создающий нормативы и требования в соответствии с НЛГС и контролирующий их выполнение; М5 — ГосНИИ ГА, разра­батывающий проекты мероприятий по БП с использованием автомати­зированной обработки информации на базе ВЦ ГосНИИ ГА (вспомо­гательный ЦОД); Организации Минавиапрома СССР, разрабатывающие проекты мероприятий по БПс использованием автоматизированной обра­ботки информации на базе ВЦ института экономики (вспомогательный ЦОД). Следует отметить, что на верхнем уровне подсистемы ’’Безопас­ность-!” создана распределенная база данных. Она обладает существен­ными достоинствами, обеспечивающими оперативность обработки ин­формации и принятие решений при сохранении высокой достоверности и единства информации, поскольку источником информации для вспо­могательных ЦОД является ГВЦ ГА. Такая модель позволяет созда­вать новые вспомогательные ЦОД без ущерба для качества информации.

Аналогичные ЦОД могут быть созданы, например, в крупных ОКБ и на заводах Минавиапрома СССР или в других министерствах и ведомст­вах, связанных с ГА. При этом должно быть всюду внедрено единое программное обеспечение и организована передача единой информа­ции на машинных носителях. Для поддержания единства и достовер­ности данных предусмотрена периодическая сверка информации, хра­нимой во вспомогательных ЦОД, сданными основного массива ГВЦ ГА.

Информация об АП, ПАП, ЧПа, ПВС имеет важное значение для разработки мероприятий и принятия решений по повышению БП и предупреждению авиационных происшествий в управлениях ГА. Пос­кольку УГА территориально находятся на больших удалениях от МГА, то обращение за информацией в ГВЦ ГА связано с большими потерями времени, что не позволяет достаточно оперативно проводить необходи­мую профилактическую работу на местах. В целях обеспечения инфор­мацией, хранимой в ГВЦ ГА, руководства и специалистов УГА в неко­торых КИВЦ крупных УГА созданы вспомогательные ЦОД и внедрено программное обеспечение подсистемы "Безопасность-1 ”. Проектной документацией определены необходимые структурные организацион­но-технические образования, которые следует рассматривать как са­мостоятельные подсистемы ”Безоласность-2”, поскольку они харак­теризуются отличными от подсистемы "Безопасность-1 ” объектами обобщенной модели (см. рис. 1) и организационно-функциональной структуры.

Взаимодействие подсистем ”Безопасность-1 ” и ”Безопасность-2” определяется соответствующими документами, обеспечивающими дос­товерность и единство данных в массивах КИВЦ УГА и ГВЦ ГА. Единст­во данных обеспечивается за счет периодической передачи из ГВЦ ГА и КИВЦ УГА информации на машинных носителях, которая может исполь­зоваться как для непосредственной обработки, так и для корректиров­ки данных, которые вводятся в ЭВМ на местах.

Подсистема "Безопасность-1 ”. Организационно-функциональная структура подсистемы ”Безопасность-1” (рис. 11) включает в себя кор­респондентов, блок передачи информации, блок переработки информа­ции и пользователей Эта структура является типовой для всех подсис­тем комплексной МАСУ ’’Безопасность”.

Корреспонденты осуществляют сбор первичной информации и фор­мирование входных носителей данных (документов) для передачи их в ЦОД. К входным документам относятся телеграммы первоначаль­ных донесений и последующих сообщений об АП, ПАП, ЧПа, ПВС, а так­же формализованные отчеты о результатах расследований указанных событий, функции корреспондентов в этой подсистеме выполняют УГА, АРЗ ГА, НИИ ГА, летные учебные заведения (УЗ) ГА, где проис­ходят события и комиссии по расследованию.

Организация (УГА, АРЗ, НИИ, УЗ ГА), в которой произошло собы­тие, составляет первоначальное донесение и передает его в Инспекцию МГА.

Комиссии по расследованию АП, ПАП. ЧПа, ПВС создаются Госавиа — надзором СССР, МГА, УГА, АРЗ ГА, НИИ ГА и авиапредприятиями в соответствии с принятым порядком расследования авиационных проис­шествий и предпосылок к ним в гражданской авиации. Она составляет в единственном экземпляре входной документ — формализованный отчет (ФО) о расследованном событии, который вместе с материала­ми расследований направляет в Инспекцию МГА. Комиссия по рассле­дованию обеспечивает полноту, достоверность информации, вносимой в формализованный отчет, и представление его в установленные сроки. Она может представлять в Инспекцию МГА замечания и предложения по совершенствованию входных документов подсистемы ’’Безопас­ность-1”. Таким образом, комиссия по расследованию является глав­ным звеном, определяющим качество исходной информации.

Блок передада информации представлен диспетчерскими службами УГА (ДСУ) и центральной диспетчерской службой МГА (ЦЦС), через которые проходят телеграммы, а также в этот блок входит канцеля­рия МГА, куда поступают отправленные с мест событий формализо­ванные отчеты. От звеньев, входящих в этот блок, существенно зави­сит оперативность представления информации в ЦОД.

В блок приема, контроля и переработки информации (блок перера­ботки) входят отдел учета и анализа Инспекции по безопасности поле­тов МГА и группа эксплуатации АСУ ’’Безопасность” ГВЦ ГА.

Инспекция по безопасности полетов МГА является заказчиком, руководителем разработки и единственным правовым органом под­системы ’’Безопасность 1”, имеющим право выдачи официальных све-
деиий о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации. Она координирует работу всех звеньев подсистемы, устраняет причины, мешающие ее нормальной работе, контролирует соблюдение норм и правил работы с информацией, отвечает за качество и достоверность информации, передаваемой в ГВЦ ГА и пользователям. Периодичес­ки организует проведение анализов функционирования подсистемы ”Безопасность-1” и непосредственно участвует в них, контролирует достоверность информации в массивах. В целях дальнейшего развития подсистемы собирает и обобщает замечания и предложейия от подраз­делений по функционированию подсистемы, разрабатывает предло­жения и предъявляет требования к разработчикам и эксплуатирую­щим подразделениям подсистемы ’’Безопасность-Г’ по ее совершенст­вованию в части технического, организационно-функционального, ин­формационного обеспечения и разработки новых задач. Предъявляет рекламации по качеству решения задач и требует удовлетворительно­го их решения. Функции и права Инспекция МГА реализует через отдел учета и анализа, который также представляет основное технологичес­кое звено блока. В отдел учета и анализа Инспекции МГА поступают из ЦЦС МГА телеграммы первоначальных донесений и последующих сообщений, а также справки о событиях за сутки. Канцелярия МГА передает в отдел учета и анализа присланные с мест событий формали­зованные отчеты об АП, ПАП, ЧПа, ПВС, а пользователи направляют запросы на обработку и выдачу необходимой им информации в пись­менном виде. Порядок подачи запросов, их форма, характер и объем выдаваемой информации определяются Инструкцией о порядке выдачи сведений о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации через АСУ ’’Безопасность”, разработанной Инспекцией по безопасности поле­тов МГА. В соответствии с запросом оформляется поисковое предписа­ние, которое направляется в ГВЦ ГА для ввода в ЭВМ.

Ответы на запросы в виде выходных документов (ВД), сформиро­ванных на ЭВМ и содержащих результаты решения задач, из ГВЦ ГА направляются в отдел учета и анализа Инспекции МГА для контроля, после которого передаются пользователям. В ГВЦ ГА формируется массив оперативной информации (ОИ), который передается в отдел учета и анализа Инспекции МГА для использования при работе системы в оперативном режиме на микроЭВМ.

ГВЦ ГА является основным исполнительным звеном подсистемы ”Безопасность-1” по обработке информации и обеспечивает накопление, хранение, обработку поступающей информации и выдачу результатов решения задач в Инспекцию МГА, Он отвечает за соблюдение норм и правил работы с информацией и своевременно принимает меры по обеспечению нормального функционирования системы. Своевременно информирует Инспекцию МГА о ходе процессов обработки информа­ции, их нарушениях и возможных последствиях. ГВЦ ГА предъявляет требования к разработчику подсистемы по совершенствованию техно­логии ее функционирования и может самостоятельно проводить до­работки отдельных элементов подсистемы, согласуя их с заказчиком и разработчиком. Функции и права ГВЦ ГА реализует через группу АСУ ’’Безопасность”, в которую входят участки контроля, кодирования и эксплуатации. Группа эксплуатации ведет архив (массивы) информа­ции и программное обеспечение ’’Безопасность-1” на машинных носи­телях, обеспечивает требуемое качество и достоверность выходных документов и их своевременную выдачу, оказывает методическую помощь подразделениям ГА, входящим в организационную структуру ’’Безопасность-1”, проводит анализ технологичности эксплуатации под­системы.

Участок контроля осуществляет прием входных документов под­системы и заявок пользователей, регистрацию и контроль документов, передачу документов на обработку, передачу ответов пользователям на их запросы, хранение документов после обработки. Участок конт­роля находится в оперативном подчинении Инспекции МГА.

Участок контроля осуществляет подготовку информации к пере­носу на машинные носители, а участок эксплуатации — ввод ее в ЭВМ и обработку в соответствии с запросами пользователей.

Пользователями ”Безопасность-1 ” являются организации, исполь­зующие информацию от АП, ПАП, ЧПа, ПВС для анализов состояния БП, разработки мероприятий и принятия решений по повышению уров­ня БП и предупреждению авиационных происшествий. На верхнем уровне такими организациями определены Госавианадзор СССР, руко­водство и управления МГА, комиссии по расследованию, научно-иссле­довательские центры ГА, УГА, АРЗ ГА, УЗ ГА, организации промышлен­ности. Пользователи подсистемы обращаются в Инспекцию по безопас­ности полетов МГА с письменными запросами в произвольной форме. В группе АСУ ”Безопасность-1” запросы анализируются на возмож­ность их удовлетворения и формализуются. Если удовлетворить запрос невозможно, то в течение суток с момента получения запроса пользо­ватель уведомляется об этом. Время ответа на запрос определяется рангом пользователя, но не превышает 2 сут.

Формулировки запросов должны исключать возможность двояко­го толкования. Для этого в запросах необходимо указывать начало и конец периода, за который требуртся выдать сведения и форму пред­ставления сведений (текстовая или табличная). При запросе информа­ции в текстовой форме следует перечислить сведения, которые необ­ходимо получить в ответе (например, бортовой номер ВС, дата и место события, условия пилотирования, высота полета, класс нилота, при­чины события, убытки, группа причин, виновники события и т. д.). При запросе информации в табличной форме следует определить со­держание запрашиваемых таблиц (например, распределение предпосы­лок к АП по управлениям ГА и типам ВС за 1978 г., распределение

повреждений ВС по типам воздушных судов и управлениям ГА и т. д.).

Инспекция МГА направляет поступившие запросы в ГВЦ ГА для получения необходимых сведений из подсистемы ”Безопасность-1”. Ответы на поступившие запросы выдаются пользователям через Инспек­цию МГА в виде текстовых или универсальных справок (текстовые формы) либо в виде аналитических таблиц с подсчетом количественных, ь процентных, относительных или средних величин по заявленным пара — J метрам. Пользователи формируют требования к подсистеме, принимают ) участие в разработке новых форм выходных документов и алгоритмов обработки информации для повышения качества принимаемых решений в области безопасности полетов.

В рамках организационной структуры ’’Безопасность-1” ЦНИИ АСУ ГА определен головным разработчиком системы, проводит работы по со­вершенствованию подсистемы и ее тиражированию (передаче в другие организации), осуществляет авторский надзор, анализ функционирова­ния и сопровождение подсистемы. В ЦНИИ АСУ ГА ведутся контроль­ные экземпляры программного обеспечения и макетов вхрдных доку­ментов. ЦНИИ АСУ ГА координирует работы по автоматизации иссле­дований факторов безопасности полетов в гражданской авиации СССР, изучает подобные зарубежные системы и выходит в вышестоящие инс­танции с предюжениями по совершенствованию и развитию отечествен­ной системы.

ГосНИИ ГА определен головным разработчиком мероприятий, ре­комендаций и предложений по повышению БП. Кроме этого, как соис­полнитель ведет контрольный экземпляр Руководства по эксплуатации МАСУ ’’Безопасность” с целью обеспечения его соответствия докумен­там, регламентирующим безопасность полетов в ГА, средствам и мето­дам обеспечения полетов, составу авиационной техники и методам ее эксплуатации. Консультируется со специалистами Госавианадзора СССР и Инспекции МГА по вопросам уточнения содержания Руководства, изучает аналогичные документы зарубежных систем обработки данных об АП (ПАП), разрабатывает и согласует проекты изменений Руководст­ва с вышестоящими и взаимодействующими организациями МГА, смеж­ными министерствами и ведомствами. Вносит утвержденные изменения в контрольный экземпляр Руководства, организует издание и рассылку изменений Руководства, а также издание новых редакций Руководства.

В подсистеме ”Безопасность-1” решается ряд задач, которые являют­ся типовыми для всех подсистем МАСУ ’’Безопасность”. Это функцио­нальные или внешние задачи по обеспечению БП и технологические или внутренние задачи подсистемы.

С технологической точки зрения в ”Безопасность-1” осуществляется сбор, обобщение и анализ состояния БП по данным об АП, ПАП, ЧПа, ПВС на отраслевом уровне. Эти функции система выполняет путем реше­ния множества задач, объединенных в комплексы задач ^КЗ).

Вопрос объединения задач в КЗ не является принципиальным, поэто­му в технической литературе на подсистемы можно встретить отличные от приведенных ниже КЗ.

Первый КЗ — база. В этом КЗ осуществляется сбор и учет показате­лей АП, ПАП, ЧПа, ПВС, формирование и ведение информационной базы данных.

Задачи: 1) учет и контроль данных АП, ПАП, ЧПа, ПВС; 2) учет наработки ВС ГА; 3) поиск и отбор данных из массивов подсистемы; 4) ведение и корректировка классификатора характеристик АП, ПАП, ЧПа, ПВС на бумаге и на машинном носителе; 5) ведение и корректировка описателей массивов АП, ПАП, ЧПа, ПВС; 6) ведение и корректировка таблиц справочных; 7) взаимодействие с другими подсистемами.

Второй КЗ — информирование. В этом КЗ осуществляются формиро­вание и выдача ответов на запросы в виде справок и статистических дан­ных по любым показателям, характеризующим АП, ПАП, ЧПа, ПВС. Информирование может осуществляться в режимах нерегламентирован — ных запросов, периодического информирования и в оперативном режи­ме. Выходной документ может быть в виде текстовой справки или таблицы. Задачи: 1) текстовые справки об отдельных событиях; 2) универсальные изложения отдельных событий; 3) статистические таблицы; 4) статистические данные по причинам-факторам; 5) справки и статистические данные о последствиях для ВС от событий; 6) справки о сроках расследования; 7) справки о качестве работы Инспекций УГА и т. Д-

Третий КЗ — анализ. В этом КЗ осуществляется статистический ана­лиз состояния БП, тенденций изменения и прогнозирование различных показателей БП. Задачи, решаемые здесь, не требуют высокой оператив­ности и решаются по запросам пользователей или по расписанию в режи­ме периодического информирования, так как они характеризуются боль­шими объемами исходных данных и выполнением на ЭВМ множества вы­числительных процедур. Анализы формируются на ЭВМ в виде разнооб­разных аналитических таблиц, содержащих результаты выборок из раз­личных массивов и вычислений. Задачи: 1) оценивание БП по абсолют­ным показателям; 2) оценивание БП по относительным показателям;

3) статистический анализ влияния различных причин-факторов на уро­вень БП; 4) выявление направлений профилактической работы; 5) ана­лиз тенденций изменения показателей БП; 6) прогнозирование количест­венных характеристик БП.

Подсистема ’Эффективность-1”. Подсистемы’’Эффектавность-1” и ”Безопасность-1” тесно взаимосвязаны между собой при решении функ­циональных задач. Подсистему ’’Эффективность-1” в функциональном отношении можно рассматривать как комплекс задач подсистемы ’’Безо­пасность-1”, который предназначен для учета, контроля исполнения и оценки эффективности мероприятий по повышению БП, разрабатывае­мых на верхнем уровне, в МГА и Минавиапроме.

Рис. 12. Организационно-функциональная структура подсистемы ’’Эффектив­ность -1”

Существенное различие этих подсистем в информационном и прог­раммном обеспечениях, а также особенности организационно-функцио­нальной структуры позволили разделить их на самостоятельные подсис­темы отраслевой АСУ ’’Безопасность ”.

Корреспонденты подсистемы ’’Эффективность-1” представляют в Инспекцию по безопасности полетов МГА информацию о мероприятиях, направленных на повышение уровня БП и предупреждение АП (рис. 12).

Комиссии по расследованию АП, ПАП, ЧПа, ПВС направляют разра­ботанные ими рекомендации по предупреждению подобных неблаго­приятных случаев. Эти данные содержатся в формализованном отчете, который комиссия составляет на расследуемое событие.

Управления МГА представляют в Инспекцию МГА проекты планов и планы мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций по БП, а также проекты и планы мероприятий, разработанных по резуль­татам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности.

ГосНИИ ГА разрабатывает и представляет в Инспекцию МГА реко­мендации по БП, проекты планов мероприятий, разработанных на осно­вании проводимых исследований, и планы мероприятий, разработанные по рекомендациям комиссий, проводивших расследования. Организации, проводившие исследования отказавшей АТ, направляют полученные ре­зультаты и рекомендации по повышению надежности АТ в Инспекцию МГА.

Из подсистемы ”Безопасность-1” поступают данные от АП, ПАП, ЧПа, ПВС, необходимые для оценки эффективности мероприятий. Из подсистемы ’’АСКОРД” поступают сведения о датах фактического испол­нения рекомендаций и планов мероприятий по БП. ВГПО ’’Авиаремонт” представляет информацию о мероприятиях в виде проектов и планов по реализации предложений комиссий, касающихся отказов ремонтируемо­го АТ.

Из АСУ "Эксплуатация” Минавиаирома СССР передаются на машин­ном носителе сведения о мероприятиях промышленности по устранению и предупреждению причин отказов АТ, которые привели к ПАП из-за конструктивно-производственных недостатков и неудовлетворитель­ного ремонта на заводах Минавиапрома СССР, а также результаты иссле­дований отказавшей АТ.

Блок приема и переработки информации здесь представлен теми же организационными звеньями и техническими средствами, что и в подсис­теме ’’Безопасность-1”. Дополнительно в этот блок можно включить группу эксплуатации подсистемы ’’АСКОРД” в ГВЦ ГА, оснащенную мини-ЭВМ, которая решает задачу контроля сроков выполнения планов мероприятий, выпускаемы* на уровне МГА, в том числе и по БП.

Пользователями подсистемы "Эффективность-1” являются сле­дующие организации:

Госавианадзор СССР, который получает сводные данные по МГА с выполнении рекомендаций по БП и мероприятий по НИИ, а также ответы на произвольные запросы;

управления МГА, которые осуществляют оценивание проектов и планов мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций, а также разработанных но результатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности. Для этого они получают результа­ты выполненных на ЭВМ расчетов показателей БП и других оценок эффективности как периодически, так и в виде ответов на запросы;

постоянно действующая комиссия (ПДК) МГА, которая осуществ­ляет контроль сроков и качества выполнения мероприятий. Для этого она получает из базы данных подсистемы "Эффективность” необходи­мые сведения в основном в виде ответов на запросы;

ГосНИИ ГА, который разрабатывает проекты планов мероприя­тий и осуществляет оценку их эффективности. Необходимые данные для решения этих задач он запрашивает из подсистем "Эффективность” и "Безопасность-1 ”;

ВГПО ’’Авиаремонт”, которое использует данные о мероприятиях для анализа их эффективности и уведомления подведомственных авиа­ремонтных заводов;

"АСКОРД”, которая осуществляет контроль сроков исполнения мервириятий по БП, для этого он запрашивает сведения о проведен­ных мероприятиях из подсистемы "Эффективность-1”.

Приведенная организационно-функциональная структура ’’Эффек­тивность-1” обеспечивает решение четырех комплексов задач (КЗ).

К31 — формирование и ведение информационной базы:

учет рекомендаций по БП;

учет планов мероприятий, направленных на реализацию рекомен­даций по БП;

учет планов мероприятий, разработанных по результатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности управлений МГА;

поиск и отбор данных в основных массивах информации;

ведение классификатора;

ведение описателей показателей;

взаимодействие с ’’АСКОРД”;

взаимодействие с подсистемой ”Безопасность-1 ”;

взаимодействие с АСУ ’’Эксплуатация”;

К32 — информирование пользователей по нерегламентированным

запросам:

формирование текстовой справки; формирование универсального изложения;

формирование и расчет многомерной аналитической таблицы; расчет ущерба от АП, ПАП, ЧПа, ПВС;

формирование уведомлений и регистрационных карточек о реко­мендациях по БП;

формирование таблиц о ходе выполнения рекомендаций по БП; КЗЗ — оптимизация проектов планов мероприятий и оценка их эффективности:

оптимизация и оценка проектов планов мероприятий, направлен­ных на реализацию рекомендаций но БП по критерию народнохозяйст­венного ущерба;

оптимизация и оценка проектов планов мероприятий, разработан­ных по результатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности управлений МГА по критерию народнохозяйственного ущерба;

оценка текущих оперативных решений по повышению БП;

К34 — анализ эффективности планов мероприятий по БП; анализ эффективности планов мероприятий, направленных на реали­зацию рекомендаций но БП по критерию народнохозяйственного ущерба;

анализ эффективности планов мероприятий, разработанных по ре­зультатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятель­ности управлений МГА по критерию наро даю хозяйственного ущерба.

Подсистема "Надежность АТ-1”. Подсистема "Надежность АТ-1” отраслевого уровня предназначена для решения задач анализа состоя­ния надежности АТ в ГА. Организационно-функциональная структура этой подсистемы на данном этапе ее развития не является типовой, поскольку в качестве ЦОД используется не ГВЦ ГА, а ВЦ ГосНИИ ГА. Информация об отказах и неисправностях АТ поступает в ГосНИИ ГА. Там она обрабатывается по алгоритмам, которые обеспечивают оценивание и анализ надежности элементов и систем АТ, необходимый для принятия решений ГУ ЭР АТ МГА и разработки проектов мероп­риятий подразделениями ГосНИИ ГА. Такая структура подсистемы ’’Надежность АТ-1” основана на существующей в настоящее время тех­нологии анализа состояния надежности АТ.

Держателем информации является один из отделов ГосНИИ ГА, в котором созданы все необходимые для эксплуатации автоматизиро­ванной подсистемы организационные звенья. Этому отделу приданы технические средства, обеспечивающие обработку информации на ЭВМ.

Следует отметить, что созданная в ГосНИИ ГА подсистема ’’Надеж­ность АТ-1” является весьма гибкой. Она получает информацию не из всех, а только из некоторых УГА, которые обеспечивают необходи­мую полноту — достоверность информации с учетом условий эксплуата­ции АТ и ее видов. Кроме того, информация поступает как в виде кар­точек, так и на машинных носителях в зависимости от степе™ авто­матизации процессов сбора и обработки данных в том или ином УГА. Все эти вопросы, а также и периодичность представления информации из УГА в ГосНИИ ГА достаточно аргументированно обоснованы и рег­ламентированы соответствующими руководящими документами, утвер­жденными МГА.

ГосНИИ ГА непрерывно совершенствует подсистему: разрабаты­вает новые методы и алгоритмы анализа, развивает информационный язык подсистемы, улучшает технологию сбора и анализа информации, участвует в разработке математического обеспечения и комплекса тех­нических средств.

Подсистема ’’Надежность полета-1”. Подсистема ’’Надежность по­лета-1” отраслевого уровня предназначена для анализа состояния и ка­чества работы экипажей в полете. В настоящее время нет установив­шейся методологии автоматизации этих анализов на отраслевом уров­не. Поэтому нет обоснований по созданию такой подсистемы. Нет осно­ваний предполагать, что эта подсистема будет создаваться по образцу и подобию подсистемы ’’Надежность АТ-1”. Эта задача требует глубо­ких предварительных исследований.