Особенности организационно-функциональной структуры подсистем отраслевой АСУ ’’Безопасность”
Подсистема ”Безопасность-1” относится к верхнему иерархическому уровню ГА. Ее модель создана на базе существующей на уровне МГА системы управления факторами БП. Характерной особенностью подсистемы ”Безопасность-1”, отличающей ее от других подсистем комплексной МАСУ ’’Безопасность”, является то, что исходной информацией для разработки мероприятий и принятия решений здесь являются данные об АП, ПАП, ПВС и ЧПа. Эти события расследуются специальными комиссиями, они сравнительно редкие, но описываются большим числом показателей. Кроме того, эти события могут появляться из-за любых возможных причин и обусловливаются всем спектром возможных факторов, определяющих состояние БП в ГА, — это и состояние политико-воспитательной работы, и профессиональная обученность личного состава, и качество воздушного судна, и условия аэропортов, и эффективность системы УВД, и метеообстановка, и т. д. Поэтому на верхнем уровне решения принимаются по всем факторам, определяющим БП.
Основным центром обработки данных является ГВЦ ГА. Информация с мест поступает на верхний уровень без какой-либо промежуточной обработки. В ГВЦ ГА на машинных носителях создан непрерывно пополняющийся основной массив данных об АП, ПАП, ЧПа, ПВС длительного хранения. Этот массив определен как единственный официальный источник данных по БП в ГА СССР.
Лицами и организациями, принимающими решения по БП на верхнем уровне, являются Госавианадзор СССР, руководство МГА, Инспекция по безопасности полетов и управления МГА. По их нерегламентиро — ванным запросам ГВЦ ГА периодически обрабатывает и выдает информацию, необходимую для разработки мероприятий и принятия решений по повышению уровня БП и предупреждению авиационных происшествий. Обработка информации в ГВЦ ГА имеет многофакторный характер.
На верхнем уровне по этой информации систематически разрабатываются планы мероприятий по ГА в целом и издаются руководящие документы целевого назначения. Планы мероприятий, как правило, характеризуются широтой постановок задач и реализацией их по всей ГА СССР. Руководящие документы целевого назначения обычно содержат требования и задания к научным центрам ГА и организациям промышленности.
Для разработки планов мероприятий наиболее полно используются обобщенные статистические данные по УГА, типам ВС, службам и условиям полетов, которые обрабатываются за несколько лет с поквартальной детализацией, а также данные о тенденциях изменения показателей БП во времени по различным факторам. Выходные данные в ЭВМ формируются так, чтобы лица, разрабатывающие планы мероприятий, могли легко видеть направления планируемых работ и формулировать их в терминах принятия решений. Такая обработка данных осуществляется с определенной периодичностью: месячные, квартальные, полугодовые, годовые и т. п. анализы.
При разработке целевых руководящих документов обычно используется информация по отдельным факторам и причинам. Для этого из массива делаются выборки необходимых событий и формируются их описания в требуемом объеме. Такая обработка информации обычно осуществляется по нерегламентированным запросам.
Организациями, разрабатывающими проекты мероприятий, на верхнем уровне являются НИИ ГА, в первую очередь ГосНИИ ГА, а также ОКБ и заводы в первую очередь Минавиапрома СССР. Эти организации в процессе разработки рекомендаций и предложений по повышению БП проводят научные исследования с широким использованием информации об АП, ПАП, ЧПа, ПВС. Для повышения оперативности проводимых работ в ГосНИИ ГА и институте экономики созданы вспомогательные центры обработки данных об АП, ПАП, ЧПа, ПВС, в которые информация в установленном порядке передается из ГВЦ ГА на машинных носителях. В вычислительных центрах Г осНИИ Г А и институте экономики используются программное обеспечение и необходимая проектная документация, позволяющие производить обработку информации в интересах специалистов, разрабатывающих проекты мероприятий по повышению БП.
Обработка информации в ВЦ ГосНИИ ГА и институте экономики характеризуется большим объемом и разнообразием функциональных задач. Здесь выполняются и количественное оценивание состояния БП по различным показателям, и исследования влияния различных факторов на БП, и прогнозирование тенденций изменения показателей БП. При этом объем функционального программного обеспечения может увеличиваться, так как специалисты, разрабатывающие мероприятия на путях решения конкретных задач по повышению БП, разрабатывают новые методы и алгоритмы исследований и анализа БП; которые автоматизируются и реализуются на базе ВЦ этих организаций.
Внедрение в ГосНИИ ГА и в институте экономики программного обеспечения подсистемы ”Безопасность-1” потребовало создания там в соответствии с технической документацией определенных организационно-функциональных структур. Поэтому с организационной точки зрения созданные в ГосНИИ ГА и институте экономики структурные образования можно рассматривать как подсистемы более низкого ранга по отношению к подсистеме ”Безонасность-1 ”, организационно оформленной на уровне МГА. С методологической же точки зрения ГосНИИ ГА и организации Минавиапрома СССР с их вычислительными центрами являются объектами модели подсистемы ”Безопасность-1 ”.
Таким образом, модель подсистемы ”Безопасность-1” в соответствии с рис. 1 может быть представлена следующими объектами: —
авиапредприятия ГА; М2 — ГВЦ ГА (основной ЦОД); ЛУ, — Госавиа — надзор СССР, руководство, Инспекция и управления МГА; М4 — Го — савиарегистр СССР, создающий нормативы и требования в соответствии с НЛГС и контролирующий их выполнение; М5 — ГосНИИ ГА, разрабатывающий проекты мероприятий по БП с использованием автоматизированной обработки информации на базе ВЦ ГосНИИ ГА (вспомогательный ЦОД); Организации Минавиапрома СССР, разрабатывающие проекты мероприятий по БПс использованием автоматизированной обработки информации на базе ВЦ института экономики (вспомогательный ЦОД). Следует отметить, что на верхнем уровне подсистемы ’’Безопасность-!” создана распределенная база данных. Она обладает существенными достоинствами, обеспечивающими оперативность обработки информации и принятие решений при сохранении высокой достоверности и единства информации, поскольку источником информации для вспомогательных ЦОД является ГВЦ ГА. Такая модель позволяет создавать новые вспомогательные ЦОД без ущерба для качества информации.
Аналогичные ЦОД могут быть созданы, например, в крупных ОКБ и на заводах Минавиапрома СССР или в других министерствах и ведомствах, связанных с ГА. При этом должно быть всюду внедрено единое программное обеспечение и организована передача единой информации на машинных носителях. Для поддержания единства и достоверности данных предусмотрена периодическая сверка информации, хранимой во вспомогательных ЦОД, сданными основного массива ГВЦ ГА.
Информация об АП, ПАП, ЧПа, ПВС имеет важное значение для разработки мероприятий и принятия решений по повышению БП и предупреждению авиационных происшествий в управлениях ГА. Поскольку УГА территориально находятся на больших удалениях от МГА, то обращение за информацией в ГВЦ ГА связано с большими потерями времени, что не позволяет достаточно оперативно проводить необходимую профилактическую работу на местах. В целях обеспечения информацией, хранимой в ГВЦ ГА, руководства и специалистов УГА в некоторых КИВЦ крупных УГА созданы вспомогательные ЦОД и внедрено программное обеспечение подсистемы "Безопасность-1 ”. Проектной документацией определены необходимые структурные организационно-технические образования, которые следует рассматривать как самостоятельные подсистемы ”Безоласность-2”, поскольку они характеризуются отличными от подсистемы "Безопасность-1 ” объектами обобщенной модели (см. рис. 1) и организационно-функциональной структуры.
Взаимодействие подсистем ”Безопасность-1 ” и ”Безопасность-2” определяется соответствующими документами, обеспечивающими достоверность и единство данных в массивах КИВЦ УГА и ГВЦ ГА. Единство данных обеспечивается за счет периодической передачи из ГВЦ ГА и КИВЦ УГА информации на машинных носителях, которая может использоваться как для непосредственной обработки, так и для корректировки данных, которые вводятся в ЭВМ на местах.
Подсистема "Безопасность-1 ”. Организационно-функциональная структура подсистемы ”Безопасность-1” (рис. 11) включает в себя корреспондентов, блок передачи информации, блок переработки информации и пользователей Эта структура является типовой для всех подсистем комплексной МАСУ ’’Безопасность”.
Корреспонденты осуществляют сбор первичной информации и формирование входных носителей данных (документов) для передачи их в ЦОД. К входным документам относятся телеграммы первоначальных донесений и последующих сообщений об АП, ПАП, ЧПа, ПВС, а также формализованные отчеты о результатах расследований указанных событий, функции корреспондентов в этой подсистеме выполняют УГА, АРЗ ГА, НИИ ГА, летные учебные заведения (УЗ) ГА, где происходят события и комиссии по расследованию.
Организация (УГА, АРЗ, НИИ, УЗ ГА), в которой произошло событие, составляет первоначальное донесение и передает его в Инспекцию МГА.
Комиссии по расследованию АП, ПАП. ЧПа, ПВС создаются Госавиа — надзором СССР, МГА, УГА, АРЗ ГА, НИИ ГА и авиапредприятиями в соответствии с принятым порядком расследования авиационных происшествий и предпосылок к ним в гражданской авиации. Она составляет в единственном экземпляре входной документ — формализованный отчет (ФО) о расследованном событии, который вместе с материалами расследований направляет в Инспекцию МГА. Комиссия по расследованию обеспечивает полноту, достоверность информации, вносимой в формализованный отчет, и представление его в установленные сроки. Она может представлять в Инспекцию МГА замечания и предложения по совершенствованию входных документов подсистемы ’’Безопасность-1”. Таким образом, комиссия по расследованию является главным звеном, определяющим качество исходной информации.
Блок передада информации представлен диспетчерскими службами УГА (ДСУ) и центральной диспетчерской службой МГА (ЦЦС), через которые проходят телеграммы, а также в этот блок входит канцелярия МГА, куда поступают отправленные с мест событий формализованные отчеты. От звеньев, входящих в этот блок, существенно зависит оперативность представления информации в ЦОД.
В блок приема, контроля и переработки информации (блок переработки) входят отдел учета и анализа Инспекции по безопасности полетов МГА и группа эксплуатации АСУ ’’Безопасность” ГВЦ ГА.
Инспекция по безопасности полетов МГА является заказчиком, руководителем разработки и единственным правовым органом подсистемы ’’Безопасность 1”, имеющим право выдачи официальных све-
деиий о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации. Она координирует работу всех звеньев подсистемы, устраняет причины, мешающие ее нормальной работе, контролирует соблюдение норм и правил работы с информацией, отвечает за качество и достоверность информации, передаваемой в ГВЦ ГА и пользователям. Периодически организует проведение анализов функционирования подсистемы ”Безопасность-1” и непосредственно участвует в них, контролирует достоверность информации в массивах. В целях дальнейшего развития подсистемы собирает и обобщает замечания и предложейия от подразделений по функционированию подсистемы, разрабатывает предложения и предъявляет требования к разработчикам и эксплуатирующим подразделениям подсистемы ’’Безопасность-Г’ по ее совершенствованию в части технического, организационно-функционального, информационного обеспечения и разработки новых задач. Предъявляет рекламации по качеству решения задач и требует удовлетворительного их решения. Функции и права Инспекция МГА реализует через отдел учета и анализа, который также представляет основное технологическое звено блока. В отдел учета и анализа Инспекции МГА поступают из ЦЦС МГА телеграммы первоначальных донесений и последующих сообщений, а также справки о событиях за сутки. Канцелярия МГА передает в отдел учета и анализа присланные с мест событий формализованные отчеты об АП, ПАП, ЧПа, ПВС, а пользователи направляют запросы на обработку и выдачу необходимой им информации в письменном виде. Порядок подачи запросов, их форма, характер и объем выдаваемой информации определяются Инструкцией о порядке выдачи сведений о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации через АСУ ’’Безопасность”, разработанной Инспекцией по безопасности полетов МГА. В соответствии с запросом оформляется поисковое предписание, которое направляется в ГВЦ ГА для ввода в ЭВМ.
Ответы на запросы в виде выходных документов (ВД), сформированных на ЭВМ и содержащих результаты решения задач, из ГВЦ ГА направляются в отдел учета и анализа Инспекции МГА для контроля, после которого передаются пользователям. В ГВЦ ГА формируется массив оперативной информации (ОИ), который передается в отдел учета и анализа Инспекции МГА для использования при работе системы в оперативном режиме на микроЭВМ.
ГВЦ ГА является основным исполнительным звеном подсистемы ”Безопасность-1” по обработке информации и обеспечивает накопление, хранение, обработку поступающей информации и выдачу результатов решения задач в Инспекцию МГА, Он отвечает за соблюдение норм и правил работы с информацией и своевременно принимает меры по обеспечению нормального функционирования системы. Своевременно информирует Инспекцию МГА о ходе процессов обработки информации, их нарушениях и возможных последствиях. ГВЦ ГА предъявляет требования к разработчику подсистемы по совершенствованию технологии ее функционирования и может самостоятельно проводить доработки отдельных элементов подсистемы, согласуя их с заказчиком и разработчиком. Функции и права ГВЦ ГА реализует через группу АСУ ’’Безопасность”, в которую входят участки контроля, кодирования и эксплуатации. Группа эксплуатации ведет архив (массивы) информации и программное обеспечение ’’Безопасность-1” на машинных носителях, обеспечивает требуемое качество и достоверность выходных документов и их своевременную выдачу, оказывает методическую помощь подразделениям ГА, входящим в организационную структуру ’’Безопасность-1”, проводит анализ технологичности эксплуатации подсистемы.
Участок контроля осуществляет прием входных документов подсистемы и заявок пользователей, регистрацию и контроль документов, передачу документов на обработку, передачу ответов пользователям на их запросы, хранение документов после обработки. Участок контроля находится в оперативном подчинении Инспекции МГА.
Участок контроля осуществляет подготовку информации к переносу на машинные носители, а участок эксплуатации — ввод ее в ЭВМ и обработку в соответствии с запросами пользователей.
Пользователями ”Безопасность-1 ” являются организации, использующие информацию от АП, ПАП, ЧПа, ПВС для анализов состояния БП, разработки мероприятий и принятия решений по повышению уровня БП и предупреждению авиационных происшествий. На верхнем уровне такими организациями определены Госавианадзор СССР, руководство и управления МГА, комиссии по расследованию, научно-исследовательские центры ГА, УГА, АРЗ ГА, УЗ ГА, организации промышленности. Пользователи подсистемы обращаются в Инспекцию по безопасности полетов МГА с письменными запросами в произвольной форме. В группе АСУ ”Безопасность-1” запросы анализируются на возможность их удовлетворения и формализуются. Если удовлетворить запрос невозможно, то в течение суток с момента получения запроса пользователь уведомляется об этом. Время ответа на запрос определяется рангом пользователя, но не превышает 2 сут.
Формулировки запросов должны исключать возможность двоякого толкования. Для этого в запросах необходимо указывать начало и конец периода, за который требуртся выдать сведения и форму представления сведений (текстовая или табличная). При запросе информации в текстовой форме следует перечислить сведения, которые необходимо получить в ответе (например, бортовой номер ВС, дата и место события, условия пилотирования, высота полета, класс нилота, причины события, убытки, группа причин, виновники события и т. д.). При запросе информации в табличной форме следует определить содержание запрашиваемых таблиц (например, распределение предпосылок к АП по управлениям ГА и типам ВС за 1978 г., распределение
повреждений ВС по типам воздушных судов и управлениям ГА и т. д.).
Инспекция МГА направляет поступившие запросы в ГВЦ ГА для получения необходимых сведений из подсистемы ”Безопасность-1”. Ответы на поступившие запросы выдаются пользователям через Инспекцию МГА в виде текстовых или универсальных справок (текстовые формы) либо в виде аналитических таблиц с подсчетом количественных, ь процентных, относительных или средних величин по заявленным пара — J метрам. Пользователи формируют требования к подсистеме, принимают ) участие в разработке новых форм выходных документов и алгоритмов обработки информации для повышения качества принимаемых решений в области безопасности полетов.
В рамках организационной структуры ’’Безопасность-1” ЦНИИ АСУ ГА определен головным разработчиком системы, проводит работы по совершенствованию подсистемы и ее тиражированию (передаче в другие организации), осуществляет авторский надзор, анализ функционирования и сопровождение подсистемы. В ЦНИИ АСУ ГА ведутся контрольные экземпляры программного обеспечения и макетов вхрдных документов. ЦНИИ АСУ ГА координирует работы по автоматизации исследований факторов безопасности полетов в гражданской авиации СССР, изучает подобные зарубежные системы и выходит в вышестоящие инстанции с предюжениями по совершенствованию и развитию отечественной системы.
ГосНИИ ГА определен головным разработчиком мероприятий, рекомендаций и предложений по повышению БП. Кроме этого, как соисполнитель ведет контрольный экземпляр Руководства по эксплуатации МАСУ ’’Безопасность” с целью обеспечения его соответствия документам, регламентирующим безопасность полетов в ГА, средствам и методам обеспечения полетов, составу авиационной техники и методам ее эксплуатации. Консультируется со специалистами Госавианадзора СССР и Инспекции МГА по вопросам уточнения содержания Руководства, изучает аналогичные документы зарубежных систем обработки данных об АП (ПАП), разрабатывает и согласует проекты изменений Руководства с вышестоящими и взаимодействующими организациями МГА, смежными министерствами и ведомствами. Вносит утвержденные изменения в контрольный экземпляр Руководства, организует издание и рассылку изменений Руководства, а также издание новых редакций Руководства.
В подсистеме ”Безопасность-1” решается ряд задач, которые являются типовыми для всех подсистем МАСУ ’’Безопасность”. Это функциональные или внешние задачи по обеспечению БП и технологические или внутренние задачи подсистемы.
С технологической точки зрения в ”Безопасность-1” осуществляется сбор, обобщение и анализ состояния БП по данным об АП, ПАП, ЧПа, ПВС на отраслевом уровне. Эти функции система выполняет путем решения множества задач, объединенных в комплексы задач ^КЗ).
Вопрос объединения задач в КЗ не является принципиальным, поэтому в технической литературе на подсистемы можно встретить отличные от приведенных ниже КЗ.
Первый КЗ — база. В этом КЗ осуществляется сбор и учет показателей АП, ПАП, ЧПа, ПВС, формирование и ведение информационной базы данных.
Задачи: 1) учет и контроль данных АП, ПАП, ЧПа, ПВС; 2) учет наработки ВС ГА; 3) поиск и отбор данных из массивов подсистемы; 4) ведение и корректировка классификатора характеристик АП, ПАП, ЧПа, ПВС на бумаге и на машинном носителе; 5) ведение и корректировка описателей массивов АП, ПАП, ЧПа, ПВС; 6) ведение и корректировка таблиц справочных; 7) взаимодействие с другими подсистемами.
Второй КЗ — информирование. В этом КЗ осуществляются формирование и выдача ответов на запросы в виде справок и статистических данных по любым показателям, характеризующим АП, ПАП, ЧПа, ПВС. Информирование может осуществляться в режимах нерегламентирован — ных запросов, периодического информирования и в оперативном режиме. Выходной документ может быть в виде текстовой справки или таблицы. Задачи: 1) текстовые справки об отдельных событиях; 2) универсальные изложения отдельных событий; 3) статистические таблицы; 4) статистические данные по причинам-факторам; 5) справки и статистические данные о последствиях для ВС от событий; 6) справки о сроках расследования; 7) справки о качестве работы Инспекций УГА и т. Д-
Третий КЗ — анализ. В этом КЗ осуществляется статистический анализ состояния БП, тенденций изменения и прогнозирование различных показателей БП. Задачи, решаемые здесь, не требуют высокой оперативности и решаются по запросам пользователей или по расписанию в режиме периодического информирования, так как они характеризуются большими объемами исходных данных и выполнением на ЭВМ множества вычислительных процедур. Анализы формируются на ЭВМ в виде разнообразных аналитических таблиц, содержащих результаты выборок из различных массивов и вычислений. Задачи: 1) оценивание БП по абсолютным показателям; 2) оценивание БП по относительным показателям;
3) статистический анализ влияния различных причин-факторов на уровень БП; 4) выявление направлений профилактической работы; 5) анализ тенденций изменения показателей БП; 6) прогнозирование количественных характеристик БП.
Подсистема ’Эффективность-1”. Подсистемы’’Эффектавность-1” и ”Безопасность-1” тесно взаимосвязаны между собой при решении функциональных задач. Подсистему ’’Эффективность-1” в функциональном отношении можно рассматривать как комплекс задач подсистемы ’’Безопасность-1”, который предназначен для учета, контроля исполнения и оценки эффективности мероприятий по повышению БП, разрабатываемых на верхнем уровне, в МГА и Минавиапроме.
Рис. 12. Организационно-функциональная структура подсистемы ’’Эффективность -1” |
Существенное различие этих подсистем в информационном и программном обеспечениях, а также особенности организационно-функциональной структуры позволили разделить их на самостоятельные подсистемы отраслевой АСУ ’’Безопасность ”.
Корреспонденты подсистемы ’’Эффективность-1” представляют в Инспекцию по безопасности полетов МГА информацию о мероприятиях, направленных на повышение уровня БП и предупреждение АП (рис. 12).
Комиссии по расследованию АП, ПАП, ЧПа, ПВС направляют разработанные ими рекомендации по предупреждению подобных неблагоприятных случаев. Эти данные содержатся в формализованном отчете, который комиссия составляет на расследуемое событие.
Управления МГА представляют в Инспекцию МГА проекты планов и планы мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций по БП, а также проекты и планы мероприятий, разработанных по результатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности.
ГосНИИ ГА разрабатывает и представляет в Инспекцию МГА рекомендации по БП, проекты планов мероприятий, разработанных на основании проводимых исследований, и планы мероприятий, разработанные по рекомендациям комиссий, проводивших расследования. Организации, проводившие исследования отказавшей АТ, направляют полученные результаты и рекомендации по повышению надежности АТ в Инспекцию МГА.
Из подсистемы ”Безопасность-1” поступают данные от АП, ПАП, ЧПа, ПВС, необходимые для оценки эффективности мероприятий. Из подсистемы ’’АСКОРД” поступают сведения о датах фактического исполнения рекомендаций и планов мероприятий по БП. ВГПО ’’Авиаремонт” представляет информацию о мероприятиях в виде проектов и планов по реализации предложений комиссий, касающихся отказов ремонтируемого АТ.
Из АСУ "Эксплуатация” Минавиаирома СССР передаются на машинном носителе сведения о мероприятиях промышленности по устранению и предупреждению причин отказов АТ, которые привели к ПАП из-за конструктивно-производственных недостатков и неудовлетворительного ремонта на заводах Минавиапрома СССР, а также результаты исследований отказавшей АТ.
Блок приема и переработки информации здесь представлен теми же организационными звеньями и техническими средствами, что и в подсистеме ’’Безопасность-1”. Дополнительно в этот блок можно включить группу эксплуатации подсистемы ’’АСКОРД” в ГВЦ ГА, оснащенную мини-ЭВМ, которая решает задачу контроля сроков выполнения планов мероприятий, выпускаемы* на уровне МГА, в том числе и по БП.
Пользователями подсистемы "Эффективность-1” являются следующие организации:
Госавианадзор СССР, который получает сводные данные по МГА с выполнении рекомендаций по БП и мероприятий по НИИ, а также ответы на произвольные запросы;
управления МГА, которые осуществляют оценивание проектов и планов мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций, а также разработанных но результатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности. Для этого они получают результаты выполненных на ЭВМ расчетов показателей БП и других оценок эффективности как периодически, так и в виде ответов на запросы;
постоянно действующая комиссия (ПДК) МГА, которая осуществляет контроль сроков и качества выполнения мероприятий. Для этого она получает из базы данных подсистемы "Эффективность” необходимые сведения в основном в виде ответов на запросы;
ГосНИИ ГА, который разрабатывает проекты планов мероприятий и осуществляет оценку их эффективности. Необходимые данные для решения этих задач он запрашивает из подсистем "Эффективность” и "Безопасность-1 ”;
ВГПО ’’Авиаремонт”, которое использует данные о мероприятиях для анализа их эффективности и уведомления подведомственных авиаремонтных заводов;
"АСКОРД”, которая осуществляет контроль сроков исполнения мервириятий по БП, для этого он запрашивает сведения о проведенных мероприятиях из подсистемы "Эффективность-1”.
Приведенная организационно-функциональная структура ’’Эффективность-1” обеспечивает решение четырех комплексов задач (КЗ).
К31 — формирование и ведение информационной базы:
учет рекомендаций по БП;
учет планов мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций по БП;
учет планов мероприятий, разработанных по результатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности управлений МГА;
поиск и отбор данных в основных массивах информации;
ведение классификатора;
ведение описателей показателей;
взаимодействие с ’’АСКОРД”;
взаимодействие с подсистемой ”Безопасность-1 ”;
взаимодействие с АСУ ’’Эксплуатация”;
К32 — информирование пользователей по нерегламентированным
запросам:
формирование текстовой справки; формирование универсального изложения;
формирование и расчет многомерной аналитической таблицы; расчет ущерба от АП, ПАП, ЧПа, ПВС;
формирование уведомлений и регистрационных карточек о рекомендациях по БП;
формирование таблиц о ходе выполнения рекомендаций по БП; КЗЗ — оптимизация проектов планов мероприятий и оценка их эффективности:
оптимизация и оценка проектов планов мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций но БП по критерию народнохозяйственного ущерба;
оптимизация и оценка проектов планов мероприятий, разработанных по результатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности управлений МГА по критерию народнохозяйственного ущерба;
оценка текущих оперативных решений по повышению БП;
К34 — анализ эффективности планов мероприятий по БП; анализ эффективности планов мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций но БП по критерию народнохозяйственного ущерба;
анализ эффективности планов мероприятий, разработанных по результатам годовых анализов состояния БП по направлениям деятельности управлений МГА по критерию наро даю хозяйственного ущерба.
Подсистема "Надежность АТ-1”. Подсистема "Надежность АТ-1” отраслевого уровня предназначена для решения задач анализа состояния надежности АТ в ГА. Организационно-функциональная структура этой подсистемы на данном этапе ее развития не является типовой, поскольку в качестве ЦОД используется не ГВЦ ГА, а ВЦ ГосНИИ ГА. Информация об отказах и неисправностях АТ поступает в ГосНИИ ГА. Там она обрабатывается по алгоритмам, которые обеспечивают оценивание и анализ надежности элементов и систем АТ, необходимый для принятия решений ГУ ЭР АТ МГА и разработки проектов мероприятий подразделениями ГосНИИ ГА. Такая структура подсистемы ’’Надежность АТ-1” основана на существующей в настоящее время технологии анализа состояния надежности АТ.
Держателем информации является один из отделов ГосНИИ ГА, в котором созданы все необходимые для эксплуатации автоматизированной подсистемы организационные звенья. Этому отделу приданы технические средства, обеспечивающие обработку информации на ЭВМ.
Следует отметить, что созданная в ГосНИИ ГА подсистема ’’Надежность АТ-1” является весьма гибкой. Она получает информацию не из всех, а только из некоторых УГА, которые обеспечивают необходимую полноту — достоверность информации с учетом условий эксплуатации АТ и ее видов. Кроме того, информация поступает как в виде карточек, так и на машинных носителях в зависимости от степе™ автоматизации процессов сбора и обработки данных в том или ином УГА. Все эти вопросы, а также и периодичность представления информации из УГА в ГосНИИ ГА достаточно аргументированно обоснованы и регламентированы соответствующими руководящими документами, утвержденными МГА.
ГосНИИ ГА непрерывно совершенствует подсистему: разрабатывает новые методы и алгоритмы анализа, развивает информационный язык подсистемы, улучшает технологию сбора и анализа информации, участвует в разработке математического обеспечения и комплекса технических средств.
Подсистема ’’Надежность полета-1”. Подсистема ’’Надежность полета-1” отраслевого уровня предназначена для анализа состояния и качества работы экипажей в полете. В настоящее время нет установившейся методологии автоматизации этих анализов на отраслевом уровне. Поэтому нет обоснований по созданию такой подсистемы. Нет оснований предполагать, что эта подсистема будет создаваться по образцу и подобию подсистемы ’’Надежность АТ-1”. Эта задача требует глубоких предварительных исследований.